О предприятии. Торф 76

Верховой торф
в мешках

Ярославская область,
г. Рыбинск ~330 км от Москвы

Из истории. Поселок торфяников

Старожилы рассказывают, что там, где сейчас протянулись улицы поселка Тихменево, стоял лес, а за ним на много верст простирались торфяные болота.

Посёлок Тихмeнево возник в 1870 году благодаря строительству Рыбинско-Бологовской железной дороги. В 14 верстах к западу от Рыбинска на ней появилась первая станция, она была названа в честь владельца этих земель — генерала В. П. Тихменева. Одновременно со строительством станции вблизи неё был построен каменный усадебный дом. Вокруг него появился парк, были вырыты пруды. Представители дворянского рода Тихменевых вложили значительные средства в развитие этой местности, здесь появилось несколько небольших предприятий и производств. Усадебный парк до сих пор является украшением посёлка.

В 1926 году на болото Чистый Мох, расположенное южнее посёлка Тихменево, прибыла первая изыскательская партия под руководством инженера Розанова. Было подтверждено наличие больших запасов торфа. Через несколько лет принимается решение о создании торфопредприятия «Чистый Мох».

В 1931 году началась подготовка болота под поля добычи и сушки. Вручную производилась валка леса, корчёвка пня, рытьё канав. Основными орудиями труда являлись топор, лопата, двуручная пила.

Первоначально вывозка кускового торфа от болота до станции Тихменево производилась конной тягой на телегах. Однако непосредственно на торфомассиве были проложены лёгкие «рамчатые» рельсовые пути узкой колеи. По ним торф везли в вагонетках от пресса до поля стилки, расстояние перевозки составляло около 200 метров. Для перемещения вагонеток использовалась ручная тяга, занятые в перемещении вагонеток рабочие назывались «вагонщиками».

В 1932 году в посёлок Тихменево прибыли первый директор торфопредприятия Толкунов и технический руководитель Иванов. Официально признанная дата основания торфопредприятия — 1933 год (начало массовой добычи торфа). Скорее всего, приблизительно тогда же был открыт первый участок полноценной узкоколейной железной дороги.

В 1936 году в качестве замены ручной перевозке в вагонетках на торфомассиве были внедрены транспортёры для перемещения торфа.

С 1933 по 1939 год было построено 9 общежитий барачного типа для рабочих, контора торфопредприятия, летний клуб, депо, хлебопекарня, магазин, баня.

Проектом развития торфопредприятия, подготовленным в 1938 году, предусматривалось расширение существующего центрального посёлка (Тихменево) и строительство двух новых рабочих посёлков: в юго-восточной части торфомассива Чистый Мох вблизи населённых пунктов Сидорово и Малыгино, в северо-западной части торфомассива Великий Мох.

Фактически как полноценный и значительный населённый пункт был построен только второй посёлок, получивший официальное название Великий Мох (неофициальное — 2-й участок). Посёлок вблизи населённого пункта Сидорово был небольшим и существовал в виде рабочего посёлка сравнительно недолго.

В 1941 году на торфопредприятии начал применяться гидравлический способ добычи торфа («гидроторф»). Приблизительно тогда же появился посёлок Великий Мох.

Точная дата переименования торфопредприятия (вместо «Чистый Мох» — «Рыбинское») автором не выяснена. Это произошло до 1948 года. Некоторое время употреблялись оба названия («Рыбинское торфопредприятие «Чистый Мох»).

В 1940-х — 1950-х годах была значительно реконструирована узкоколейная железная дорога. На торфомассивах применялись «рамчатые» переносные тупиковые пути.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1949 года из населённого пункта при Рыбинском торфопредприятии «Чистый Мох», железнодорожной станции и дачи Тихменево Рыбинского района был образован посёлок Тихменево.

В 1959 году Рыбинское торфопредприятие было реконструировано на фрезерный способ добычи торфа — вместо гидравлического способа, который к тому времени считался устаревшим.

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года посёлок Тихменево был передан в подчинение Рыбинскому городскому Совету депутатов трудящихся. По решению исполкома областного Совета от 13 января 1965 года посёлок был включён в Рыбинский район.

В 1968 году на Рыбинском торфопредприятии был открыт цех по выпуску дополнительной продукции.

В 1970-х годах на узкоколейной железной дороге завершилась замена паровозов тепловозами (вначале работали тепловозы ТУ4, позднее — также тепловозы ТУ6А). Существовало регулярное пассажирское сообщение по маршруту Перегрузочная (Тихменево) — 2-й участок (Великий Мох). На станции Перегрузочная имелось двухэтажное деревянное здание «конторы железнодорожного транспорта» (диспетчерской). Работал механизированный торфоперегруз. Торф отправлялся по железнодорожным линиям широкой колеи в качестве топлива на различные электростанции. В значительном объёме добывался и «сельскохозяйственный» торф, предназначенный для использования в качестве удобрения.

В 1980-х годах в связи с выработкой «старого» торфомассива Чистый Мох единственным местом торфодобычи стал «новый» торфомассив Великий Мох.

По состоянию на май 2000 года (поездка автора по узкоколейной железной дороге), узкоколейная железная дорога работала. Перегрузка торфа на широкую колею не велась, торфоперегруз был разгромлен, однако вывоз торфа в незначительном объёме продолжался. На 9-м километре (пересечение узкоколейной железной дороги с автодорогой Рыбинск — Мышкин) была возможна перегрузка сельскохозяйственного торфа на автотранспорт. На торфомассиве имелась действующая полевая база.

Существовало пассажирское сообщение по маршруту Перегрузочная — 2-й участок (протяжённость — 14 километров). Посёлок Великий Мох (2-й участок) не имел автодороги, пригодной для движения автобусов, пассажирский поезд являлся основной связью посёлка с внешним миром.

Согласно расписанию, утверждённому в 1999 году, пассажирский поезд на 2-й участок отправлялся из Перегрузочной в 7:00 (кроме воскресенья), 10:00 (по понедельникам, средам, пятницам), 13:00 (по субботам, воскресеньям), 15:00 (кроме субботы, воскресенья).

Достаточно необычным было наличие на узкоколейной железной дороге регулярных перевозок хлеба от пекарни, расположенной вблизи населённого пункта Мешково, до магазина в посёлке Великий Мох (2-й участок).

В 2005 году компания «Ярторф» (владелец Рыбинского торфопредприятия) заявила о намерении прекратить убыточные пассажирские перевозки и разобрать узкоколейную железную дорогу. Это вызвало резкий протест жителей посёлка Великий Мох. Узкоколейной железной дороге было посвящёно несколько репортажей в газетах и сюжетов на местном телевидении.

По состоянию на лето 2005 года, производилась разборка путей на торфомассиве, к юго-востоку от посёлка Великий Мох. Рельсы проданы неизвестной литовской компании и отправлены в Литву (достоверность этой информации вызывает сомнение).

Позднее представители «Ярторфа» объявили дату прекращения пассажирского движения — 19 ноября 2005 года. Возможно, пассажирское движение действительно было прекращено именно в этот день. Вместо пассажирского поезда до посёлка Великий Мох дважды в неделю стал курсировать «автобус» (автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131).

Разборка пути от Перегрузочной (Тихменево) до 2-го участка (Великого Мха) производилась зимой 2005-2006 годов, и закончилась весной 2006 года. При разборке использовался трактор.

В марте (либо апреле) 2006 года из Тихменево были вывезены все локомотивы. Тепловоз ТУ6А-3674 (возможно, не только он) поступил на одно из торфопредприятий Республики Беларусь.

По состоянию на 19 апреля 2006 года, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. На станции Перегрузочная «дорезались» последние, крайне незначительные участки путей. Двухэтажное кирпичное здание диспетчерской было разрушено совсем недавно, на его развалинах удалось собрать немало графиков исполненного движения поездов и других документов. В полуразрушенном состоянии находилось и соседствующее с диспетчерской одноэтажное здание (скорее всего, когда-то оно являлось вокзалом).

Рыбинское торфопредприятие было ликвидировано. Добыча торфа прекратилась.

==============================

В 1932 году здесь строится первое здание - деревянный барак для сезонных рабочих, первых добытчиков торфа. Год от года таких бараков становится больше, возводятся временные здания столовой, магазина, клуба, по соседству с ними начинают вырастать частные дома. Так родился рабочий поселок Тихменево.

Рыбинское торфопредприятие организовано в 1933 году. Уже тогда народному хозяйству было поставлено более 18 тысяч тонн торфа. Добывался он элеваторным способом, и только в 1941 году был внедрен более прогрессивный метод - гидроторф. Труд людей был тяжелым. Транспортировка и складирование торфа осуществлялись вручную и конным тяглом. Рабочие жили в бараках, где не было никаких коммунально-бытовых условий.

В годы Великой Отечественной войны труженики предприятия проявили высокий трудовой героизм. В этот период значительно увеличилось производство торфяного топлива, которое было крайне необходимо для оборонной промышленности. За годы войны предприятием было поставлено более 400 тысяч тонн торфа.

Государственный план по добыче торфа перевыполянлся ежегодно. Коллективу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя областного комитета партии.

В послевоенные годы темпы добычи торфа продолжали наращиваться, началось интенсивное строительство жилья и производственно-бытовых помещений. А 1959 год стал для предприятия годом коренного преобразования производства, которое характеризуется переходом торфопредприятия на современный прогрессивный способ добычи торфа - фрезерный. С внедрением его быстрыми темпами стали расти уровень механизации всех производственных процессов, добыча торфа, производительность труда.

С целью увеличения выпуска промышленной продукции в 1968 году на торфопредприятии организован цех дополнительного производства. А спустя два года на торфяной основе предприятие стало выпускать продукцию культурно-бытового назначения - микропарники.